Семёновский мост

Семеновский мост перекинут через реку Фонтанку в створе Гороховой улицы, связывая два берега Спасского и Безымянного островов. Это трехпролетное сооружение длиной 54 метра и шириной 20,1 метра, выполнено в строгих, но изящных формах с металлическим сварным пролетным строением, построенным по балочно-неразрезной системе, опирающееся на массивные каменные устои и опоры.
Чугунные перила художественного литья придают мосту особый шарм, характерный для архитектуры XIX века, а гранитные парапеты на устоях подчеркивают его монументальность.
Покрытие проезжей части выполнено из асфальтобетона по ортотропной плите, обеспечивая надежность и долговечность. Тротуары отделены от дороги высоким гранитным поребриком, что создает четкое зонирование и безопасность для пешеходов.
Выше по течению находится Лештуков мост, ниже — Горсткин мост.
Семеновский мост органично вписан в ансамбль одноименной площади, которая раскинулась по обоим берегам Фонтанки. Ее планировка представляет собой любопытный пример градостроительного искусства: если на правом берегу площадь имеет строгую прямоугольную форму, то на левом берегу образует полукруг.
Название и мосту, и площади дал прославленный Семеновский лейб-гвардии полк, история которого неразрывно связана с историей Российской империи. Сформированный Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семеновском, полк впоследствии покрыл себя славой в ключевых сражениях русской армии. Его солдаты и офицеры доблестно сражались под Полтавой в 1709 году и прошли через огонь Отечественной войны 1812 года.
История создания моста
Еще на первых планах Петербурга 1717 года можно было увидеть деревянный мост, перекинутый через Фонтанку чуть ниже по течению — ближе к тому месту, где сегодня находится Горсткин мост. Однако уже к 1738 году переправа была перенесена на современное место, оставаясь при этом скромным деревянным сооружением на свайных опорах.
Настоящее преображение Семеновского моста произошло в 1788 году, когда он был перестроен в рамках масштабного проекта по обустройству набережных Фонтанки. Как и шесть других переправ через реку, он получил каменный облик по типовому проекту, автором которого, был французский инженер Жан-Родольф Перроне.
Новый мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение. Его береговые пролеты были выполнены в виде каменных арок, а центральная часть оставалась деревянной и разводной — для пропуска мачтовых судов. Но самой запоминающейся особенностью стали четыре гранитные башни, возвышавшиеся на быках скрывающие механизмы разводного пролета, превращая переправу в подлинное украшение города.
Так Семеновский мост стал частью уникального ансамбля семи типовых башенных мостов через Фонтанку.
К середине XIX века старинный Семеновский мост начал приходить в упадок. Каменные опоры и своды, прослужившие городу без малого семь десятилетий, заметно обветшали, что потребовало срочных мер по реконструкции переправы. В 1856-1857 годах мост подвергся капитальной перестройке по проекту инженера Ф. И. Энрольда.
Эта реконструкция стала важной вехой в истории мостостроения Петербурга.
В ходе работ были демонтированы гранитные башни, придававшие мосту столь узнаваемый облик, но утратившие практическое значение. Опоры полностью переложили, укрепив их конструкцию. Однако главным новшеством стало применение передовых для того времени технологий — впервые в городе пролёты моста перекрыли металлическими клёпаными двутавровыми балками из сварочного железа.
Этот инженерный шаг ознаменовал переход от традиционных каменных арок к более прогрессивным металлическим конструкциям, открыв новую главу в истории петербургских мостов. Семеновский мост, утратив часть своего исторического обаяния, приобрёл современные черты, став прочнее и функциональнее, что соответствовало растущим потребностям развивающегося города.
К середине 1930-х годов Семеновский мост, переживший почти век эксплуатации после последней реконструкции, находился в плачевном состоянии. Техническое освидетельствование 1936 года выявило серьезные проблемы: опоры моста заметно деформировались, а металлические балки пролетного строения в местах опирания были сильно повреждены коррозией. Однако осуществить ремонт сразу не удалось – помешала Великая Отечественная война.
Лишь в 1949 году, когда город оправился от военных ран, началась капитальная реконструкция моста по проекту инженера П.В. Баженова из «Дормостпроекта» и архитектора Л.А. Носкова. Работы выполнялись специалистами СУ-1 треста «Ленмостострой» с применением передовых для того времени технологий.
Реконструкция Семеновского моста, 1949 год:
В ходе реконструкции опоры моста частично переложили до уровня воды, а их подводную часть укрепили с помощью инновационного метода – инъекции бетона. Полностью заменили пролетное строение, установив новые металлические конструкции. Для улучшения организации движения тротуары вынесли на консоли, а мост украсили изящным новым перильным ограждением художественного литья.
Эта масштабная реконструкция не только вернула Семеновскому мосту былую надежность, но и придала ему современный облик.
Мост находится на границе Адмиралтейского и Центрального района Санкт-Петербурга. Ближайшая станция метро "Сенная", "Звенигородская", "Пушкинская".
Фото в тексте: "Мостотрест"