Каменный мост

Каменный мост - арочный мост через канал Грибоедова, расположен в Адмиралтейском и Центральном районах, соединяя Казанский и Спасский острова по оси Гороховой улицы.
Выше по течению находится Мучной мост, ниже - Демидов мост.
Каменный мост - это один из старейших сохранившихся мостов Санкт-Петербурга, построенный в 1760-х годах. Его конструкция представляет собой характерный образец мостостроительного искусства XVIII века.
В отличие от многих других исторических мостов города, Каменный мост за более чем 250 лет своего существования не подвергался значительным реконструкциям. Благодаря этому он сохранил первоначальные архитектурные и инженерные особенности, включая характерный для того времени крутой изгиб арочного пролета.
Мост имеет статус памятника архитектуры федерального значения и охраняется государством. А также находится под наблюдением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) как ценный образец строительной техники XVIII века.
Название моста
20 августа 1739 года мост получил официальное название Средний - по расположению на Средней Перспективе (так в тот период именовалась Гороховая улица). Однако это название не закрепилось и не получило широкого употребления.
Современное наименование - Каменный мост впервые зафиксировано в 1769 году.
В конце XVIII века в документах встречались также варианты Екатерининский каменный мост и Екатерининский мост, связанные с названием канала (Екатерининский, ныне - канал Грибоедова). Тем не менее, основное название закрепилось по материалу постройки - каменной кладке, что подчеркивало его конструктивную особенность.
Среди сохранившихся каменных мостов Санкт-Петербурга только этот мост через канал Грибоедова получил официальное название "Каменный".
Его отличительной особенностью является полностью каменная структура - от массивных устоев до арочных сводов, выполненных из тёсаного гранита. В отличие от многих других переправ города, подвергавшихся реконструкциям, этот мост сохранил первоначальную кладку 1770-х годов практически без изменений.
Именно сохранность первоначальной каменной конструкции, а также её выразительные архитектурные качества, вероятно, и послужили причиной закрепления за мостом официального названия "Каменный", подчеркивающего его конструктивную уникальность среди городских переправ.
История Каменного моста
К 1752 году в этом месте уже существовала переправа в виде деревянного свайного моста, который тогда назывался Средним — по расположению на Средней Перспективе (ныне Гороховая улица).
В 1766–1776 годах деревянную конструкцию заменили каменным арочным мостом. Проект разработал инженер В. И. Назимов, а строительство велось под наблюдением инженера И. Н. Борисова. Первоначально мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, но в 1877 году их демонтировали. В конце XIX века также немного снизили крутизну въездов на мост.
В начале XX века, с появлением в Петербурге первых автобусов, выяснилось, что подъёмы на мост слишком крутые для транспорта того времени. В часы пик кондукторам иногда приходилось просить пассажиров выйти и подняться пешком, чтобы облегчить автобусу подъём. После преодоления моста пассажиры вновь занимали свои места, и движение продолжалось.
После Великой Отечественной войны Каменный мост оказался единственным в Ленинграде, сохранившим оригинальную металлическую стойку с названием. В 1949 году по сохранившемуся образцу металлической стойки-указателя Каменного моста восстановили аналогичные стойки с названиями на других мостах города.
В 2017 году проведён капитальный ремонт по проекту ГУП «ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ» (главный инженер проекта — П. Н. Хлопцев). В ходе работ отреставрировали устои, уложили монолитную железобетонную плиту (толщиной 320 мм) в границах проезжей части, обновили гидроизоляцию и покрытие, установили новые гранитные ограждения, а также восстановили исторические гранитные элементы и перила.
Несмотря на все изменения, Каменный мост сохранил свою аутентичную конструкцию XVIII века и остаётся одним из немногих петербургских мостов, не подвергавшихся кардинальной перестройке.
Конструкция моста
Каменный мост представляет собой однопролётное арочное сооружение длиной 19,7 метров и шириной 15,08 метров. Основу конструкции образует сплошной каменный свод параболической формы, выложенный из гранитных блоков. Устои моста выполнены из бутовой плиты, обеспечивающей прочность и устойчивость всей конструкции.
Фасадная часть моста облицована гранитными блоками с применением особой декоративной техники, известной как "бриллиантовый руст". Эта обработка предполагает чередование гладких каменных поверхностей с блоками в форме четырёхгранных пирамид, которые при солнечном освещении создают эффект сверкающих огранённых алмазов.
Проезжая часть моста, предназначенная для автомобильного движения, включает три транспортные полосы с асфальтобетонным покрытием. Тротуары для пешеходов отделены от проезжей части высокими гранитными парапетами, обеспечивающими безопасность. Пешеходные зоны выложены массивными гранитными карнизными блоками по всей ширине тротуара.
Архитектурное оформление моста выдержано в едином стиле с набережными канала Грибоедова. Чугунные перила повторяют узор ограждений набережной, состоящий из ажурных балясин, установленных между массивными гранитными тумбами и объединённых металлическим поручнем. Такое конструктивное решение не только обеспечивает функциональность сооружения, но и подчёркивает его художественную ценность как памятника мостостроительного искусства XVIII века.
Материал подготовлен на основании информации с сайта "Мостотрест" и открытых источников в сети интернет. Опубликован 15.08.25