Лештуков мост

Лештуков мост, перекинутый через воды Фонтанки в створе переулка Джамбула, создает торжественный подъезд к легендарному Большому драматическому театру имени Г.А. Товстоногова. Этот однопролетный металлический мост, протянувшийся на 55,5 метра при ширине 21,4 метра, представляет собой не просто инженерное сооружение, а настоящий памятник театральному искусству.
Переулок Джамбула, приютившийся у изгиба Фонтанки, в XVIII веке носил название Лештуков переулок – в честь лейб-медика императрицы Елизаветы Петровны Иоганна Лестока, которого в русской традиции называли Лештуком где вдоль живописных берегов Фонтанки тогда простирались его владения.
Рождение театральной переправы
В 1820 году инженер Егор Адам представил первый проект изящного пешеходного цепного моста, который должен был перекинуться в этом месте через Фонтанку, но этот проект так и остался на бумаге.
В 1878 году на набережной открылся Малый театр и лодочный перевоз рядом с ним; вопрос о строительстве моста вновь стал актуальным.
Архитектор Людвиг Фонтана, понимая необходимость удобного сообщения между берегами, предложил возвести широкий мост для экипажного движения. Однако градоначальник отверг эту идею, посчитав, что новый мост окажется излишним между уже существующими Чернышевым и Семёновским мостами, к тому же создаст помехи судоходству.
В 1881 году городская управа вновь вернулась к обсуждению, на этот раз рассматривая вариант пешеходного моста, схожего по конструкции с переправами через Мойку и Фонтанку, построенными для конно-железных дорог. Через девять лет, в 1890-м, возникла новая идея: перенести цепной Пантелеймоновский мост ближе к Лештукову переулку и театру, но и этот проект не был реализован.
В 1894 году инженер Л. Н. Колпицын обратился в городскую думу с необычным предложением: он готов был за свой счёт построить несколько пешеходных мостов взамен яличных перевозов, взимая за проход по копейке с человека. После десяти лет эксплуатации мосты перешли бы в собственность города. Дума согласилась на эксперимент, разрешив возвести один мост у Лештукова переулка, но и этот замысел остался неосуществлённым.
Лишь в 1907 году здесь появился долгожданный переход — деревянный пятипролётный мост, построенный по решению комиссии Городской думы. Его конструкция состояла из двух рядов опорных свай, скреплённых поперечными и продольными схватками, а пролёты перекрывались брусьями с подкосами. Полотно моста было двойным, из досок, уложенных на поперечные балки.
Со временем деревянная переправа неоднократно ремонтировалась, но сохраняла свою первоначальную конструкцию и исправно служила театралам и артистам.
Скрип деревянных пролётов и стук копыт по настилу много лет сопровождали зрителей, спешащих на спектакли, пока в XX веке мост не обрёл новый металлический облик, достойный великого театра, которому он служил.
Преображение Лештукова моста
Середина XX века стала временем кардинальных изменений для скромной переправы через Фонтанку.
В 1952-1953 годах деревянные пролёты моста уступили место металлическим конструкциям, а его опоры, обшитые досками "под камень", приобрели более солидный вид.
В ходе этой реконструкции мост лишился боковых въездов, став уже (14,2 м вместо прежних 15,7 м), но технологичнее. Его длина теперь составляла 58,2 метра. Деревянный настил сменила современная деревоплита, а простые сварные металлические перила пришли на смену старым деревянным ограждениям. Важным усовершенствованием стала прокладка под мостом двух теплопроводов.
К 1971 году мост вновь потребовал внимания - специалисты провели капитальный ремонт опор и заменили изношенную деревоплиту на двойной настил с поперечинами. Однако к 1980-м годам переправа настолько обветшала, что больше не могла выдерживать транспортные нагрузки и была переведена в разряд пешеходных.
Новая жизнь началась в 1995 году, когда наконец реализовали проект реконструкции, разработанный ещё в 1988 специалистами "Ленгипроинжпроекта". За четыре года фактически построили новый мост, художественный облик которому придал известный петербургский художник Алексей Шолохов, создавший дизайн изящной решётки и фонари.
В 1999 году обновлённый Лештуков мост открылся вновь - сохранив память о прошлом в своём названии, но обретя новый облик.
И продолжает служить для транспорта и пешеходов, связывая берега Фонтанки, как важная часть театрального ансамбля БДТ.
Конструкция Лештукова моста
Современный Лештуков мост представляет собой гармоничное сочетание инженерной мысли и художественного замысла. Это однопролётное металлическое сооружение балочного типа, где пролётное строение выполнено в виде изящной трёхпролётной консольной системы.
Центральный 37-метровый пролёт эффектно перекрывает русло Фонтанки, в то время как два боковых пролёта по 7,7 метров, расположенные в пределах устоев, выступают в роли консольных противовесов.
Инженерная находка конструкции заключается в заполнении консольных частей металлическими блоками, омоноличенными бетоном. Это оригинальное решение позволило не только уменьшить нагрузку в центральной части пролёта, но и создать более лёгкое поперечное сечение, придав всему сооружению особую изящность.
Основание и опоры
Мощные устои моста выполнены из монолитного железобетона на надёжном свайном основании, а их гранитная облицовка придаёт сооружению солидность и благородство. Интересной особенностью является плавное сопряжение опор с набережной - они искусно выдвинуты в русло реки и соединены с береговыми линиями изящными кривыми, создавая впечатление органичного единства с городским ландшафтом.
Габариты и функциональность
Общая длина сооружения составляет 55,5 метров при ширине 21,4 метров. Мост рассчитан на интенсивное движение: полосы для автотранспорта покрыты современным асфальтобетоном, а удобные тротуары, отделённые от проезжей части металлическими парапетными ограждениями, обеспечивают безопасность пешеходов.
Художественное оформление
Особое очарование мосту придает его уникальное перильное ограждение. Ажурная решетка художественного литья создана по мотивам знаменитого занавеса БДТ - верхний пояс ограждения повторяет его изысканный рисунок.
Этот тонкий архитектурный намёк создаёт символическую связь между мостом и культурной жизнью города.
Завершают художественный образ четыре декоративных торшера с фонарями, установленные при въездах на мост, и гранитные парапеты на открылках.
В вечернее время их мягкий свет создаёт особую атмосферу, подчёркивая изящные линии конструкции и делая Лештуков мост одним из самых эстетичных переходов через Фонтанку.
И это не просто переправа, а часть культурного ландшафта Санкт-Петербурга, соединяющая в себе инженерную мысль и художественное вдохновение.
Мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга, ближайшая станция метро: Сенная площадь, Звенигородская, Достоевская.
Современное фото в тексте: «Мостотрест»