Кокушкин мост

Кокушкин мост — металлический балочный однопролётный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Мост соединяет Столярный и Кокушкин переулки, обеспечивая переход между Казанским и Спасским островами. Сооружение расположено между Сенным мостом (выше по течению) и Вознесенским мостом (ниже по течению). Ближайшие станции метрополитена — «Садовая», «Сенная площадь» и «Спасская».
История название моста
История названия моста окутана городским фольклором с легким налётом просторечия.
Своё название мост получил не в честь великого деятеля, а по фамилии владельца злачного места — купца Василия Кокушкина. Именно его шумный и гостеприимный кабак располагался на углу нынешнего Кокушкина переулка и Садовой улицы ещё в середине XVIII века.
С 1779 года название «Кокушкин» закрепилось официально, хотя в народе до 1873 года бытовал и вариант «Какушкин».
В 1897 году в Городскую думу поступило предложение о переименовании Кокушкина моста и прилегающих переулков в честь Николая Гоголя. Однако это решение так и не было принято, и мост сохранил своё исконное, пусть и немного забавное для современного уха, название.
История создания моста
Необходимость в мосте возникла в конце XVIII века, когда Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) обрёл свои величественные гранитные набережные. Тогда, в унисон другим переправам, здесь вырос деревянный балочный мост на каменных, облицованных гранитом опорах. Он был простым и функциональным, типичным для того времени.
На протяжении всего XIX века мост жил неспешной жизнью, требующей постоянного ухода. Его неоднократно ремонтировали, в 1872 году проведя капитальное обновление, но бережно сохранив первоначальную подкосную конструкцию из дерева.
Следующую значительную переделку в 1905 году курировал архитектор К. В. Бальди, а непосредственным руководителем работ был старший техник М. И. Андерсин. Однако к середине XX века и деревянные конструкции окончательно обветшали, и кладка опор пришла в негодность. Городу требовалось новое, прочное решение.
Новая жизнь моста началась в 1946-1947 годах, в сложный послевоенный период, когда Ленинград восстанавливал себя из руин.
По проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова скромную деревянную переправу преобразили в однопролётный металлический мост. Работы велись силами треста «Ленмостострой» под руководством инженера С. Д. Иванова.
Чтобы создать надёжную основу, старые опоры были полностью разобраны, а в дно канала забили 170 новых деревянных свай. На этом фундаменте выросли массивные бетонные устои, облицованные гранитом.
Технические характеристики моста
Длина современного моста составляет 21,3 метра, а ширина — 13,7 метров. Пролётное строение — это восемь мощных клёпаных двутавровых балок, поверх которых уложена железобетонная плита.
Массивные устои из монолитного железобетона на свайном основании, облицованные гранитом, уверенно выступают в русло канала.
Мост гармонично вписывается в архитектурный ансамбль набережной: проезжая часть вымощена диабазовой брусчаткой, тротуары покрыты асфальтобетоном, а изящное чугунное художественное литьё перильного ограждения и фасадные барельефы добавляют ему лёгкий декоративный штрих.
Кокушкин мост в русской литературе
Подлинную славу Кокушкину мосту принесли не инженеры, а великие русские писатели. Кажется, сам воздух здесь пропитан литературой.
Первым его в своё творчество ввёл А. С. Пушкин, упомянув в 1829 году в остроумной эпиграмме на рисунок А. В. Нотбека: «Вот перешед чрез мост Кокушкин, Опершись ж… о гранит, Сам Александр Сергеич Пушкин с мосье Онегиным стоит»
В том же 1829 году неподалёку, в доме купца Зверкова на углу Столярного переулка (ныне дом № 69 по каналу Грибоедова), поселился Н. В. Гоголь, работавший здесь над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Герой его «Записок сумасшедшего», бредя по городу, останавливается перед большим домом у Кокушкина моста.
Меланхоличный утренний пейзаж у Кокушкина моста можно найти в неоконченной повести Лермонтова «Штосс».
Но, пожалуй, самый знаковый литературный старт совершается здесь же — в начале великого романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Именно с Кокушкина моста начинается путь терзаемого сомнениями Родиона Раскольникова: «…один молодой человек вышел из своей каморки… на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к Кокушкину мосту».
Сегодня Кокушкин мост, как и века назад, соединяет не только два острова и два переулка. Он связывает эпохи, оставаясь немым стражем, который видел и пушкинскую насмешку, и гоголевские думы, и роковые шаги Раскольникова в летний петербургский вечер.
Материал подготовлен и опубликован: 31.08.2025
Фото в тексте © "Мостотрест"