Канал Грибоедова

Канал Грибоедова – одна из самых известных водных артерий Санкт-Петербурга, чья история насчитывает более трех столетий. Его облик формировался вместе с городом, отражая разные эпохи – от петровских времен до наших дней.
Длина канала 5,1 км., ширина достигает 32 метров, а глубина в некоторых местах доходит до 3,5 метров.
История канала
До основания Петербурга на месте канала протекала извилистая и заболоченная речка Кривуша. Река брала начало в болотах у Марсова поля и впадала в Фонтанку у Мало-Калинкина моста.
Часть канала (от Мойки до площади Искусств) повторяет путь исчезнувшей реки Кривуши.
С основанием города реку начали расчищать и углублять, превращая в судоходный путь. После победы в Северной войне работы по расчистке и углублению русла велись силами пленных шведов. Позже, при Екатерине II, работы продолжили солдаты и крепостные.
При Екатерине II канал вообще претерпел масштабную реконструкцию. С 1764 по 1790 год его русло выпрямили, берега укрепили деревянными сваями, а через водную гладь перекинули первые мосты; водоём благоустроили, превратив его в полноценный городской канал.
Проект по созданию канала разработал инженер Иван Матвеевич Голенищев-Кутузов – отец знаменитого полководца Михаила Кутузова. В представленных чертежах и смете он обосновал необходимость строительства "для спасения столичных жителей от разрушительных наводнений". Реализация проекта стартовала в 1764 году вместе с возведением гранитных невских набережных. Строительные работы, продолжавшиеся около полутора десятилетий, не ограничились первоначальным этапом – в последующие годы различные участки набережных неоднократно достраивались и подвергались капитальной реконструкции.
В 1780-х годах началась облицовка набережных гранитом под руководством архитектора И. Борисова, что придало каналу более парадный вид.
В честь императрицы канал получил свое первоначальное имя — Екатерининский.
Екатерининский канал, 1810-е гг.:
Путешественник Иоганн Готлиб Георги в книге «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга» (1794) упоминает:
«Екатерининский канал был выправлен и обложен камнем в царствование Её Величества, дабы избавить город от грязи и нечистот»
В 1820-е годы на канале появились знаменитые мосты канала Грибоедова, ставшие его украшением:
- Банковский (1826) с фигурами грифонов,
- Львиный (1826),
- Казанский (1805), один из самых широких в городе.
К 1830–1840-м годам берега окончательно одели в гранит, дополнив их изящными чугунными оградами.
После убийства императора Александра II в 1881 году на набережной канала началось строительство храма Спаса на Крови (1883–1907). Для этого часть русла сузили, а набережную перенесли, что навсегда изменило облик этого участка.
Переименование канала
Долгие годы канал носил имя в честь императрицы Екатерины II, при которой он приобрел свой завершенный облик, но после революции 1917 года начался процесс переосмысления городской топонимики.
6 октября 1923 года канал был переименован в честь Александра Сергеевича Грибоедова, выдающегося русского драматурга, дипломата и государственного деятеля.
Это решение не было случайным. Известно, что автор бессмертной комедии "Горе от ума" проживал в одном из домов на набережной этого канала, что стало дополнительным аргументом при выборе названия.
Первоначально, с 1923 по 1931 год, водная артерия официально именовалась "каналом Писателя Грибоедова", что подчеркивало профессиональную принадлежность человека, в честь которого она была названа. Однако в 1931 году название было упрощено до привычного нам сегодня варианта - "канал Грибоедова", под которым он известен уже почти столетие.
Это переименование стало частью масштабного процесса, когда в 1920-е годы многие улицы и каналы Петрограда-Ленинграда получили имена деятелей культуры и науки, сменив прежние, связанные с императорской эпохой.
Набережные канала Грибоедова
Канал Грибоедова, помимо своей живописной извилистости, известен своими грамотно спроектированными набережными, сохранившими облик конца XVIII – начала XIX веков. Их архитектурное оформление – результат тщательной работы инженеров и зодчих екатерининской и александровской эпох.
На всём протяжении канала расположены 18 спусков: 10 пешеходных – аккуратные лестницы, ведущие к воде и 8 грузовых – более широкие, предназначенные для хозяйственных нужд (раньше здесь разгружали баржи с товарами).
Чугунные перила набережной – это настоящие произведения кузнечного искусства. Решётки состоят из отдельных балясин, сверху их скрепляет кованая пожилина с полукруглым поручнем. И всё это установлено на массивные гранитные постаменты, придающие конструкции монументальность.
Тротуары выложены гранитными плитами шириной от 1 до 2,5 метров, что создаёт удобные пешеходные зоны.
Набережная канала Грибоедова – охраняемый объект культурного наследия, находящийся под надзором КГИОП (Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры). Это означает, что:
- запрещены любые перестройки, искажающие первоначальный вид
- все реставрационные работы проводятся с сохранением исторических материалов и технологий
Достопримечательности набережных канала Грибоедова
Вдоль живописных набережных канала Грибоедова выстроились настоящие жемчужины петербургской архитектуры. Здесь возвышается храм Спаса на Крови с его сказочными куполами, построенный на месте трагического покушения на Александра II. Рядом находится величественный Казанский собор с грандиозной колоннадой, ставший символом победы в Отечественной войне 1812 года. Чуть дальше сверкает золотыми куполами Никольский морской собор - шедевр барокко и памятник русскому флоту.
Дом Зингера (ныне "Дом Книги") - изящное здание в стиле модерн с глобусом на куполе, где сегодня расположен крупнейший книжный магазин города. Банковский мост с мифическими грифонами - один из самых фотографируемых мостов Петербурга. Львиный мост - изящная переправа, украшенная чугунными львами
Сегодня канал Грибоедова - не только музей под открытым небом, но и один из самых популярных водных маршрутов города. Прогулочные катера и экскурсионные катера , скользящие по извилистому руслу бывшей реки Кривуши, позволяют увидеть все эти архитектурные сокровища с необычного ракурса - прямо с воды. Особенно впечатляюще выглядит этот маршрут в период белых ночей, когда золото куполов отражается в темных водах канала.