Измайловский мост

Измайловский мост, перекинутый между Спасским и Безымянным островами, соединяя Вознесенский и Измайловский проспекты, гармонично вписан в панораму реки Фонтанки.
Это трехпролетное каменное сооружение длиной 70,5 метров и шириной 16 метров сочетает в себе мощь гранита и легкость чугунного кружева.
Боковые пролеты перекрыты каменными сводами, а центральный, некогда разводной, теперь скрывает под собой кирпичную кладку – свидетельство перестройки XIX века.
Чугунные торшеры с восемью фонарями, словно стражи, замерли по краям моста. Их мягкий свет отражается в воде по вечерам, создавая атмосферу старого Петербурга. Ажурные перила, спроектированные архитектором А.И. Кракау, вьются изящным узором, перекликаясь с оградами набережных.
Проезжая часть отделена от тротуаров гранитным поребриком – деталь, сохранившаяся еще с дореволюционных времен. Кажется, будто и сегодня по мосту могут проехать кареты, а в тени его фонарей – промелькнуть силуэты дам в кринолинах и офицеров в треуголках.
Опоры моста, облицованные серым гранитом, надежно стоят на дне Фонтанки уже более двух столетий. У их оснований – треугольные ледорезы, древний прием петербургских мостостроителей, защищающий конструкцию от ледяных заторов.
Когда-то на этих опорах возвышались четыре башни с цепными механизмами, но время изменило облик моста, оставив лишь строгие гранитные формы.
История Измайловского моста
Название Измайловского моста хранит память о воинской славе и истории города. И неразрывно связано с одним из старейших и наиболее отличившихся в русской армии лейб-гвардии Измайловским полком чьи казармы и парадные плацы располагались неподалёку.
Величественный и строгий, Измайловский мост перекинулся через воды Фонтанки, словно связывая прошлое и настоящее Северной столицы.
Его история началась в середине XVIII века, когда на этом месте стоял скромный деревянный мост, служивший переправой для горожан и карет.
Однако эпоха Екатерины Великой преобразила облик Петербурга, и в 1788 году, в рамках масштабного проекта по обустройству гранитных набережных Фонтанки, мост был перестроен в камне.
Эпоха башенных мостов
Измайловский мост стал одним из семи знаменитых башенных мостов, возведенных по единому проекту французского инженера Жан-Родольфа Перроне. Вместе с Аничковым, Симеоновским, Чернышёвым и другими переправами он создавал гармоничный ансамбль, придававший Фонтанке особый шарм.
Так выглядел мост до его перестройки в 1861 году:
Как и его «собратья», Измайловский мост имел три пролета: центральный — разводной, с деревянными крыльями, и боковые — каменные, арочные.
На гранитных опорах возвышались четыре башни, в которых скрывались механизмы для ручного развода моста. Цепи, лебедки и мускульная сила рабочих — вот что приводило его в движение.
Башни напоминали средневековые крепости, а гранитные ледорезы у оснований опор придавали ему монументальность.
Преобразование в XIX веке
К середине XIX века Петербург стремительно рос, и узкий мост с башнями стал помехой для увеличившегося потока экипажей.
В 1861 году инженер В.В. Дымман перестроил его, убрав башни и заменив деревянный разводной пролет каменным сводом. Однако боковые арки и характерные треугольные ледорезы сохранились, а новый чугунный парапет с ажурным рисунком, созданный архитектором А.И. Кракау, добавил мосту легкости и изящества.
Современный период
В 2007 году, когда мост закрыли на капитальный ремонт, рабочие обнаружили любопытную деталь: внутри каменной кладки скрывались железные тросы-тяжи, стягивающие конструкцию. Эта находка подтвердила, что строители прошлого использовали передовые для своего времени технологии, обеспечивая прочность сооружения.
После реставрации, завершившейся в 2008 году, Измайловский мост вновь открылся для горожан.
Во время ремонта 2007 года выяснилось, что часть гранитных блоков моста сохранилась еще с екатерининских времен — их аккуратно подгоняли при перестройке в XIX веке, не заменяя полностью. Таким образом, некоторые камни «помнят» даже эпоху башенных мостов.
Измайловский мост в воспоминаниях современников
О разводном механизме (из рапорта городской управы, 1824 г.):
«Средний пролёт Измайловского моста приводится в движение цепями посредством ручных лебёдок, для чего при мосту состоят двое рабочих, получающих по 15 рублей в год от казны. Развод производится по требованию судовых хозяев, но не более двух раз в сутки»
О перестройке 1861 года («Санкт-Петербургские ведомости», 1861 г.):«Ныне завершена переделка Измайловского моста: башни сняты, а вместо деревянного развода устроен каменный свод. Проезд стал шире, и городовые более не жалуются на давку от фургонов, кои прежде застревали меж башен»
(№ 143 от 3 июля 1861 г.).
О ночной атмосфере (из дневника купца П.В. Кудрявцева, 1889 г.):
«Возвращался поздно с биржи — на мосту Измайловском фонари уже зажгли. Отражение их в Фонтанке дрожит, как ртуть, а чугунные решётки будто кружевом чёрным рисуются на фоне неба...»
О ремонтных работах («Петербургский листок», 1897 г.):
«При осмотре мостовой части Измайловского моста обнаружены трещины в гранитных парапетах. Городская управа постановила: „Произвести починку, не изменяя древнего вида оного“»
(№ 89 от 12 апреля 1897 г.).
Измайловский мост является объектом культурного наследия России регионального значения и находится в Адмиралтейском район Санкт-Петербурга.
Ближайшая станция метро "Садовая", Спасская", "Сенная площадь", "Технологический институт"