Аларчин мост

Аларчин мост перекинут через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга и соединяет Коломенский и Покровский острова.
Название моста
История названия Аларчина моста прослеживается с середины XVIII века. Первое упоминание относится к 1761 году и, вероятно, связано с фамилией галерного мастера Алатчанина, чьё имя в народном произношении трансформировалось в «Аларчин». В документах XVIII века встречались разные варианты написания: до 1790 года использовалась форма «Аларчинов мост», а современное название закрепилось с 1776 года.
Другая версия связывает топоним с находившейся поблизости Аларчиной слободой, где селились ремесленники-аларчины, специализировавшиеся на изготовлении котлов и металлической посуды.
История создания моста
Первый деревянный мост, соединивший Коломенский и Покровский острова в этом месте был сооружен в 1752 и располагался в створе современного Английского проспекта.
Переправа была перекинута через Глухую речку, которая позднее вошла в водную систему современного канала Грибоедова.
В 1776 году мост официально получил название Аларчин. Через семь лет (1783-1785 гг.) его реконструировали по типу Пикалова моста, создав трёхпролётную деревянную конструкцию шириной 10,2 м. Опоры из бутового камня облицевали гранитом, средний пролёт сделали подъёмным, а по бокам установили гранитные обелиски с фонарями. Металлические перила имели лаконичный рисунок. Имя архитектора этого проекта история не сохранила.
В 1906-1908 годах мост подвергся капитальной реконструкции по проекту инженеров В.А. Берса, А.П. Пшеницкого и архитектора А.И. Зазерского. Реконструкция была вызвана необходимостью организации трамвайного движения по Английскому проспекту.
В ходе работ уширили и переложили существующие опоры моста; деревянные пролётные строения заменили на металлические клёпаные конструкции из семи главных балок; ширину моста увеличили с 10,2 до 15,8 метров; тротуары вынесли на консоли; гранитные обелиски с фонарями перенесли с промежуточных опор на береговые устои и установили новые перильные ограждения. А также первоначальное деревянное покрытие сменили на асфальтобетонное.
Реконструкцию моста осуществляла Комиссия по заведованию общественными работами под руководством инженера Г.Л. Тагеева. Основные строительные работы завершились в ноябре 1907 года с открытием движения, тогда как окончательная отделка (установка перил и фонарей) продолжалась до 1908 года.
В таком реконструированном виде мост сохранился до настоящего времени.
В 1953 году по проекту архитектора А.Л. Ротача на мосту восстановили утраченные торшеры с фонарями. В 1963 году провели капитальный ремонт мостового полотна в связи с прокладкой теплотрассы. В 1969 году выполнили реставрационные работы, включая воссоздание позолоты на декоративных элементах гранитных обелисков.
Конструктивные особенности моста
Сегодня Аларчин мост представляет собой трёхпролётное металлическое сооружение с клёпаным неразрезным пролётным строением из семи главных балок, опирающееся на каменные опоры, облицованные гранитом.
Длина моста составляет 29 метров, ширина — 15,8 метров. Конструкция оснащена коваными металлическими перилами и асфальтобетонным покрытием проезжей части.
Мост имеет статус памятника федерального значения и находится под государственной охраной. Вверх по течению от него расположен Могилёвский мост, а вниз — Коломенский. Наиболее удобный способ добраться сюда от станции метро «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская», образующие крупный транспортный узел в этой части города.
Современное фото в тексте: "Мостотрест"