Банковский мост

Банковский мост - пешеходный мост, перекинутый через канал Грибоедова рядом со зданием Санкт-Петербургского государственного экономического университета, соединяя Казанский и Спасский острова.
Построен в 1825/26 годах по проекту инженера Вильгельма Треттера. Название мост получил из-за соседства с бывшим зданием Ассигнационного банка Российской империи, и эта связь с финансами подчёркнута в декоре: чугунные перила украшены крылатыми жезлами Меркурия (кадуцеями) — символами торговли, а также орнаментами в неоклассическом стиле.
Эскиз проекта Банковского моста, 1820-е гг.Банковский мост — это один из шести цепных мостов, возведённых в Петербурге в 1820-е годы. До наших дней сохранились только три: помимо него, это Львиный и Почтамтский мосты. Все они отличаются изящными коваными конструкциями и являются частью исторического облика города.
Торжественное открытие моста для пешеходов состоялось 24 июля 1826. В первый же день новым переходом воспользовались более 9 тысяч горожан, что свидетельствовало о его востребованности и удобном расположении. Это значительное количество посетителей особенно впечатляет, если учесть, что в то время население Петербурга составляло около 425 тысяч человек.
Мост знаменит своими скульптурами крылатых львов, созданными выдающимся скульптором Павлом Петровичем Соколовым. Эти величественные мифические существа, выполненные в стиле ампир, стали настоящими символами моста. Интересно, что эти скульптуры часто ошибочно называют грифонами, хотя они представляют собой именно крылатых львов - редкий для того времени пример монументального воплощения этого образа. До этого подобные существа встречались лишь в декоре мебели и архитектурных элементах.
Название моста
Эта путаница с грифонами и львами имеет исторические корни - изначально, в первые годы после постройки (1825-1826 гг.), мост действительно именовали "цепным пешеходным мостом о четырех Грифах на Екатерининском канале" или просто "мостом о 4-х грифах". Официальное название "Банковский" закрепилось только к 1836 году, когда в городской обиход вошло обозначение по соседству расположенному Ассигнационному банку.
Примечательно, что даже после смены названия, образы мифических существ продолжали ассоциироваться у горожан с грифонами, хотя скульптор П.П. Соколов создавал именно крылатых львов. Эта терминологическая двойственность сохраняется и сегодня: в официальных документах фигуры именуются крылатыми львами, тогда как в народной традиции за ними прочно закрепилось название "грифоны".
Ремонты и реконструкции моста
В дореволюционный период мост неоднократно ремонтировали, однако его основная конструкция и скульптурное убранство (включая знаменитых крылатых львов на пилонах) оставались неизменными. Наиболее значительной модификацией стала замена оригинального ажурного чугунного ограждения на более простые кованые железные перила. Кроме того, в ходе этих работ были утрачены изящные фонари, ранее венчавшие скульптуры львов.
В послевоенные годы началась масштабная работа по восстановлению исторического облика Банковского моста. В 1946-1947 годах архитектор А.А. Кедринский, сотрудник Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда, провёл детальные обмеры сооружения, заложив основу для будущей реставрации.
Знаковым событием стал 1949 год, когда по инициативе Ленмостотреста был разработан комплексный проект восстановления моста. Архитектор А.Л. Ротач и техник Г.Ф. Перлина под руководством Управления по делам архитектуры подготовили архитектурно-планировочное задание, главной целью которого было возвращение мосту его первоначального исторического облика. В рамках этих работ в том же году было проведено капитальное обновление деревянного полотна моста, ставшее первым этапом масштабной реставрации.
В 1952 году Банковский мост пережил масштабную реставрацию, вернувшую ему утраченные исторические черты. Под руководством инженера А.Л. Ротача мастера Высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной воссоздали ажурное перильное ограждение, бережно воспроизведя его по оригинальным авторским чертежам и литографии К.П. Беггрова.
Реставрационные работы 1951/52 гг.Одновременно были восстановлены утраченные круглые фонари, венчающие головы крылатых львов, и торшерные светильники. А все чугунные, металлические и деревянные элементы моста вновь обрели свою аутентичную свинцовую окраску. Эти тщательно продуманные работы позволили вернуть архитектурному памятнику его первоначальный облик, максимально приближенный к замыслу создателей 1826 года, сохранив для будущих поколений уникальный художественный замысел эпохи классицизма.
На протяжении второй половины XX века Банковский мост неоднократно подвергался реставрационным работам, направленным на сохранение его исторического облика. В 1967 году специалисты восстановили позолоту архитектурных деталей, а в 1976 провели важную техническую модернизацию, заменив деревянные прогоны на металлические. В 1988 году декоративные элементы моста вновь покрыли сусальным золотом. Крупные реставрационные работы 1997 года включали комплексный ремонт чугунных грифонов, восстановление перильной решетки и модернизацию системы электроосвещения. Эти регулярные работы позволили сохранить уникальный архитектурный ансамбль моста в его первозданном виде.
13 января 2017 года стартовала масштабная реставрация знаменитых грифонов Банковского моста, завершившаяся лишь в июне 2019 года. В ходе работ скульптурам вернули их исторический облик, существовавший до реставрации 1950-х годов - вместо привычного зеленого цвета они вновь обрели благородный оттенок патинированной бронзы. Параллельно с восстановлением грифонов проводилась комплексная реконструкция всего сооружения: специалисты обновили пролетное строение, отреставрировали перила и декоративные элементы переправы. Торжественное открытие обновленного моста состоялось 19 июня 2019 года, вернув городу один из его самых узнаваемых архитектурных символов в первозданном великолепии.
Современная конструкция моста
Банковский мост представляет собой однопролётное балочное сооружение длиной 28 метров и шириной 3,1 метра. Его конструктивная система включает две стальные коробчатые балки, выполненные из сварных швеллеров и усиленные продольными и поперечными связями. Пешеходное полотно образовано одинарным дощатым настилом, уложенным на поперечные балки, а стальные несущие элементы фасадов скрыты деревянным карнизом.
Особенностью конструкции являются чугунные рамы-пилоны высотой около 2,4 метра, украшенные скульптурами грифонов. Эти несущие элементы установлены на деревянный ростверк, который стянут массивными чугунными плитами. К этим плитам крепятся несущие цепи из круглых металлических звеньев, формирующие характерный силуэт моста. Завершает архитектурный облик ажурное кованое железное ограждение, сохраняющее исторический рисунок оригинальных перил.
Банковский мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга и является объектом культурного наследия России федерального значения. Ближайшая станция метро «Невский проспект».
Материал подготовлен 08.07.2025 на основе информации из wikipedia (РКН: иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ) и сайта Мостотрест.