Исаакиевский наплавной мост: первая переправа через Неву

Молодой Петербург, едва оправившись от очередного разрушительного наводнения 1724 года, вновь сталкивается с проблемой: как соединить через Неву два берега – Адмиралтейского и Васильевского острова.
Каменные мосты – дорогая роскошь, деревянные – не выдерживают напора льдин, а строительство капитальных мостов было сложной и дорогой задачей для строящегося молодого города. И временным решением стали наплавные (плашкоутные) мосты.
Плашкоуты — это плоскодонные, деревянные суда, которые ставили в ряд и соединяли дощатым настилом.
История создания моста
Указом от 11 марта 1725 года, Пётр I лично распорядился о создании переправы
"Надлежит у Исаакиевской церкви сделать переправу на судах для:
Соединения Адмиралтейства с биржевым торгом
Обхода мелководья у Стрелки
Сбережения казны от каменного строения"
Из указа Адмиралтейств-коллегии (1726 г.):
"Мост плавучий велено делать под смотрением корабельных мастеров Болеса да Фангофта, а к тому приставить инженера Коробова"
"Сии мастера сочли за благо сделать мост по образу амстердамских, но с дубовыми, а не сосновыми плотами" (Из журнала Адмиралтейств-коллегии за 1726 год).
Шел 1727 год, грохот топоров и матросская брань разносились над Невой, рабочие вязали плоты, офицеры Адмиралтейства сверялись с чертежами, а любопытные горожане толпились на берегу. Так начиналась история первого плашкоутного моста через Неву.
"Собрали за месяц, но уже через неделю пришлось переделывать – три плашкоута дали течь", – записал в журнале инженер-капитан М. фон Дезин.
Этот мост стал настоящим чудом инженерной мысли:
-
Длина 300 метров
-
Ширина 13 метров - могли разъехаться две кареты
-
28 дубовых плашкоутов, каждый длиной 15 метров
-
Разводной пролёт для пропуска судов
-
Строили корабельные мастера по технологиям судостроения
-
Использовали дубовые бочки в качестве дополнительных поплавков
-
Закрепляли якорями весом по 50 пудов (820 кг)
Каждый день с 5 утра до 23 вечера (летом – до полуночи) мост жил своей шумной жизнью:
-
В 7 утра – очередь из возов с товарами для Биржи
-
В полдень – парадные кареты вельмож
-
К вечеру – гуляющие пары и подвыпившие матросы
-
Ночью – только фонари да бдительные караульные
"Этот мост – словно живое существо, – писал в 1789 году французский путешественник де ла Флешьер. – Он стонет под тяжестью грузов, капризничает при ветре, а во время шторма и вовсе грозит разбежаться в разные стороны".
Особенно впечатлял механизм разводки: 12 человек вращали ворот, чтобы развести мост за 15 минут. В 1820-х годах появился конный привод – 4 лошади ходили по кругу, приводя в движение механизм.
Пешеходы платили за переход по мосту 1 копейку, кареты — 5 копеек.
Интересные исторические факты
О заторах на Исаакиевском мосту. Из записок купца И.И. Голикова (1766 г.):
«На Исаакиевском мосту в час пополудни такая давка, что иному и час пройти не удастся. Извозчики кричат, купцы с возами ругаются, а караул лишь в сторонке стоит да посмеивается...»
(Цит. по: «Записки современников о Петербурге XVIII века». — СПб., 1882. — С. 114.)
О коррупции сборщиков пошлин (XIX век)
Журнал «Отечественные записки» (1829, № 12):
«Сборщики у Исаакиевского моста творят беззаконие: с бедняка возьмут пятак, а купеческий обоз пропустят за гривну, если в лапу дадут. Городская управа смотрит на сие сквозь пальцы».
О преступности на мосту
Из доклада полицмейстера П.Н. Шубина (1802 г.):
«В сумерках у наплавного моста чинится разбой: карманники обирают прохожих, а иные и в воду сталкивают. Караульные спят или в долю вступают».
Курьёзный случай:
В газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1805, № 89) описан арест шайки, которая маскировалась под торговцев сбитнем, чтобы грабить пьяных.
О наводнении 1824 года
Из дневника писаря П.Г. Гиганты:
«Мост Исаакиевский сорвало с якорей, и понесло его к взморью с тремя будочниками, кои вопили как утопленники. К полудню плашкоуты выловили у Кронштадта».
(«Петербургские страсти: дневники XIX века». — М., 2001. — С. 67.)
Мост находился в створе современной Сенатской площади у памятника Петру I и был важной частью транспортной инфраструктуры того времени. Береговые устои моста сохранились до сегодняшних дней.
Наплавной Исаакиевский мост построили в 1727 году как временную переправу, но просуществовал он почти 150 лет — до 1862 года.
К середине XIX века необходимость в наплавных мостах отпала:
-
В 1850 году открыли Благовещенский мост — первый постоянный и разводной мост через Неву.
-
В 1856 году построили Литейный мост.
-
В 1862 году Исаакиевский мост разобрали, а плашкоуты передали для других нужд.
Исчезнув в 1862 году, наплавной Исаакиевский мост оставил после себя не только воспоминания, но и уникальный опыт, который использовали при строительстве последующих разводных мостов Петербурга.