Красноармейский мост

Тихий и неприметный на первый взгляд, Красноармейский мост скрывает за своей лаконичной внешностью тщательно продуманную инженерную конструкцию.
Перекинутый через Фонтанку в створе набережной Крюкова канала, он соединяет Спасский и Безымянный острова, оставаясь важным элементом городской инфраструктуры.

Мост, протянувшийся на 61,5 метра при ширине 5,1 метра, выполнен в виде трехпролетного металлического строения. Его основу составляют две неразрезные балки с изящным криволинейным очертанием нижнего пояса — эта особенность придает мосту легкость, несмотря на его утилитарное назначение.

Балки соединены поперечными связями, причем нижние служат опорой для теплофикационных труб, ради которых мост и был построен. Сверху конструкция перекрыта сборными железобетонными плитами, образующими прохожую часть, а само покрытие выполнено из асфальтобетона — практично и долговечно.

Опоры моста — железобетонные, установленные на свайных основаниях и облицованные гранитом. Такое решение не только обеспечивает прочность, но и гармонично вписывает мост в ансамбль набережных Фонтанки.

Особое очарование Красноармейскому мосту придают чугунные перила художественного литья. Их крайние секции вмонтированы в гранитные парапеты, создавая ощущение завершенности.

А по вечерам мост освещают четыре торшера, установленные на промежуточных опорах. Каждый из них украшен двумя матовыми сферическими светильниками, отбрасывающими мягкий свет на воду и гранитные берега.

Любопытно, что по своей конструкции Красноармейский мост почти идентичен Английскому, расположенному ниже по течению Фонтанки. Оба они были построены в одну эпоху и решали схожие задачи — совмещали пешеходную зону с инженерными коммуникациями. 

История моста 

В послевоенном Ленинграде, восстанавливающемся из руин, особое внимание уделялось не только ремонту разрушенных зданий, но и развитию городской инфраструктуры. Одним из таких проектов стал Красноармейский мост, перекинутый через Фонтанку у истока Крюкова канала.
Этот пешеходный мост, построенный в 1956 году, не только решил важную инженерную задачу, но и стал частью гармоничного архитектурного ансамбля.

Инженерный замысел и строительство

Необходимость в новом мосту возникла в связи с прокладкой теплофикационных труб через Фонтанку. Вместо того чтобы нарушать историческую застройку, инженеры нашли элегантное решение — совместить коммуникации с пешеходным переходом.
Проект разработали специалисты института «Ленгипроинжпроект»: инженер А. А. Куликов и архитекторы П. А. Арешев и В. С. Васильковский.
Строительные работы велись силами СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством инженера В. Е. Ефимова. 

Архитектурный ансамбль с Смежным мостом

Красноармейский мост не существовал в одиночестве — он был задуман как часть единого архитектурного решения вместе с Смежным мостом, перекинутым через Крюков канал. Однако завершили этот ансамбль лишь в 1964 году, когда Смежный мост реконструировали для аналогичных целей — прокладки теплотрассы.

Оба моста отличаются скромной, но изящной отделкой: чугунные перила с лаконичным рисунком, гранитные парапеты, строгие фонари. Их облик выдержан в духе советского неоклассицизма, который в те годы еще сохранял связь с дореволюционными традициями петербургского зодчества.

Интересные факты

• Название моста связано не с Красной армией напрямую, а с 1-й – 13-й Красноармейскими улицами, которые пересекают Измайловский проспект между Фонтанкой и Обводным каналом.
• Первоначальный проект мог быть иным — в архивах сохранились чертежи, где мост предполагался шире и массивнее, но в итоге выбрали более легкую и экономичную конструкцию.
• Теплофикационные трубы, ради которых строили мост, до сих пор проходят под ним, обеспечивая теплом центральные районы города.
• Фонари на мосту — оригинальные, 1950-х годов, хотя их несколько раз реставрировали.

Красноармейский мост сегодня

Спустя десятилетия мост остается тихим, но важным элементом городской инфраструктуры. Он не так известен, как другие переправы через Фонтанку, но любим горожанами за уют и камерность. С его пролётов открывается живописный вид на воды Фонтанки и Крюкова канала и старинные дома набережных.

Красноармейский мост находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, ближайшая станция метро "Технологический институт"

Фото в тексте "Мостотрест"

Раздел: