Исаакиевский наплавной мост: первая переправа через Неву

Молодой Петербург, едва оправившись от очередного разрушительного наводнения 1724 года, вновь сталкивается с проблемой: как соединить через Неву два берега – Адмиралтейского и Васильевского острова.
Каменные мосты – дорогая роскошь, деревянные – не выдерживают напора льдин, а строительство капитальных мостов было сложной и дорогой задачей для строящегося молодого города. И временным решением стали наплавные (плашкоутные) мосты.

Плашкоуты — это плоскодонные, деревянные суда, которые ставили в ряд и соединяли дощатым настилом.

История создания моста

Указом от 11 марта 1725 года, Пётр I лично распорядился о создании переправы

"Надлежит у Исаакиевской церкви сделать переправу на судах для:

  • Соединения Адмиралтейства с биржевым торгом

  • Обхода мелководья у Стрелки

  • Сбережения казны от каменного строения"

Из указа Адмиралтейств-коллегии (1726 г.):

"Мост плавучий велено делать под смотрением корабельных мастеров Болеса да Фангофта, а к тому приставить инженера Коробова"

"Сии мастера сочли за благо сделать мост по образу амстердамских, но с дубовыми, а не сосновыми плотами" (Из журнала Адмиралтейств-коллегии за 1726 год).

Шел 1727 год, грохот топоров и матросская брань разносились над Невой, рабочие вязали плоты, офицеры Адмиралтейства сверялись с чертежами, а любопытные горожане толпились на берегу. Так начиналась история первого плашкоутного моста через Неву.

"Собрали за месяц, но уже через неделю пришлось переделывать – три плашкоута дали течь", – записал в журнале инженер-капитан М. фон Дезин.

Этот мост стал настоящим чудом инженерной мысли:

  • Длина 300 метров 

  • Ширина 13 метров - могли разъехаться две кареты

  • 28 дубовых плашкоутов, каждый длиной 15 метров

  • Разводной пролёт для пропуска судов

  • Строили корабельные мастера по технологиям судостроения

  • Использовали дубовые бочки в качестве дополнительных поплавков

  • Закрепляли якорями весом по 50 пудов (820 кг)

Исаакиевский мост

Каждый день с 5 утра до 23 вечера (летом – до полуночи) мост жил своей шумной жизнью:

  • В 7 утра – очередь из возов с товарами для Биржи

  • В полдень – парадные кареты вельмож

  • К вечеру – гуляющие пары и подвыпившие матросы

  • Ночью – только фонари да бдительные караульные

"Этот мост – словно живое существо, – писал в 1789 году французский путешественник де ла Флешьер. – Он стонет под тяжестью грузов, капризничает при ветре, а во время шторма и вовсе грозит разбежаться в разные стороны".

Особенно впечатлял механизм разводки: 12 человек вращали ворот, чтобы развести мост за 15 минут. В 1820-х годах появился конный привод – 4 лошади ходили по кругу, приводя в движение механизм.

Пешеходы платили за переход по мосту 1 копейку, кареты — 5 копеек.

Интересные исторические факты

О заторах на Исаакиевском мосту. Из записок купца И.И. Голикова (1766 г.):

«На Исаакиевском мосту в час пополудни такая давка, что иному и час пройти не удастся. Извозчики кричат, купцы с возами ругаются, а караул лишь в сторонке стоит да посмеивается...»
(Цит. по: «Записки современников о Петербурге XVIII века». — СПб., 1882. — С. 114.)


О коррупции сборщиков пошлин (XIX век)

Журнал «Отечественные записки» (1829, № 12):

«Сборщики у Исаакиевского моста творят беззаконие: с бедняка возьмут пятак, а купеческий обоз пропустят за гривну, если в лапу дадут. Городская управа смотрит на сие сквозь пальцы».


О преступности на мосту

Из доклада полицмейстера П.Н. Шубина (1802 г.):

«В сумерках у наплавного моста чинится разбой: карманники обирают прохожих, а иные и в воду сталкивают. Караульные спят или в долю вступают».

Курьёзный случай:
В газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1805, № 89) описан арест шайки, которая маскировалась под торговцев сбитнем, чтобы грабить пьяных.


О наводнении 1824 года

Из дневника писаря П.Г. Гиганты:

«Мост Исаакиевский сорвало с якорей, и понесло его к взморью с тремя будочниками, кои вопили как утопленники. К полудню плашкоуты выловили у Кронштадта».
(«Петербургские страсти: дневники XIX века». — М., 2001. — С. 67.)

Мост находился в створе современной Сенатской площади у памятника Петру I и был важной частью транспортной инфраструктуры того времени. Береговые устои моста сохранились до сегодняшних дней. 

Наплавной Исаакиевский мост построили в 1727 году как временную переправу, но просуществовал он почти 150 лет — до 1862 года. 

К середине XIX века необходимость в наплавных мостах отпала:

  • В 1850 году открыли Благовещенский мост — первый постоянный и разводной мост через Неву.

  • В 1856 году построили Литейный мост.

  • В 1862 году Исаакиевский мост разобрали, а плашкоуты передали для других нужд.

Исчезнув в 1862 году, наплавной Исаакиевский мост оставил после себя не только воспоминания, но и уникальный опыт, который использовали при строительстве последующих разводных мостов Петербурга.

Раздел: