Египетский мост

Египетский мост — один из самых узнаваемых мостов через р. Фонтанку. Его название связано с необычным архитектурным оформлением в древнеегипетском стиле, характерным для эпохи увлечения историей Древнего Востока.

Мост пересекает реку Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта, соединяя Покровский и Безымянный острова. Это сооружение, сочетающее в себе современные инженерные решения и историческое наследие, представляет собой однопролётную металлическую конструкцию длиной 53,3 метра и шириной 27,6 метра.
Проезжая часть выполнена из железобетонных плит, которые конструктивно объединены с металлическим ригелем, образуя единую рабочую систему. Такое решение обеспечивает прочность и долговечность сооружения.

Основу конструкции составляет прочная двухшарнирная металлическая рама, опирающаяся на массивные железобетонные устои. Эти опоры, установленные на надёжном свайном основании, облачены в благородную гранитную облицовку, придающую мосту монументальность.

Но истинное очарование моста раскрывается в его архитектурном убранстве.
Четыре величественных чугунных сфинкса, сохранившихся ещё от первого моста 1826 года, восседают на гранитных пьедесталах у слияния моста с набережными. Эти мифологические стражи, отреставрированные в 2022 году, являются живой связью с историей.

На въездах моста возвышаются гранитные обелиски, служащие основанием для изящных шестигранных фонарей. Эти торжественные сооружения, выполненные из железобетона с художественной чугунной отделкой, украшены позолоченными розетками - символами древнеегипетского бога солнца Ра. Особое очарование придают мосту ажурные чугунные решётки, выполненные в лучших традициях художественного литья с элементами египетского стиля.

Конструктивные особенности:

  • Пролётное строение — металлическая двухшарнирная рама с железобетонными опорами
  • Устои — массивные железобетонные конструкции на свайном основании, облицованные гранитом
  • Проезжая часть — железобетонные плиты, включенные в совместную работу с металлическим ригелем

Архитектурное оформление:

  • Сфинксы — четыре чугунные скульптуры, установленные на гранитных пьедесталах у сопряжения с набережными (сохранились от первого моста 1826 года)
  • Обелиски с фонарями — расположены на въездах, выполнены из железобетона с чугунной облицовкой
  • Фонари шестигранные, украшены позолоченными розетками — символами бога солнца Ра
  • Перильное ограждение — чугунные решётки художественного литья с элементами египетского стиля.

Инженерные и декоративные элементы:

  • Облицовка — гранитная отделка устоев и открылков.
  • Позолота — декоративные детали (розетки, орнаменты) покрыты сусальным золотом.
  • Освещение — фонари на обелисках обеспечивают подсветку в темное время суток.

История Египетского моста 

Первый Египетский мост (изначально называвшийся Новым цепным) был построен в 1825–1826 годах по проекту инженеров Вильгельма фон Треттера и Василия Христиановича. 
Архитектура моста отражала модный в XIX веке интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны и карнизы украшали орнаменты с иероглифами, а на въездах установили четыре чугунных сфинкса, созданные скульптором Павлом Соколовым и отлитые на заводе Чарльза Берда. Сфинксы были окрашены в желтый цвет, а металлические элементы моста — в коричневый, имитируя бронзу.

Конструкция моста включала три цепи, поддерживающие деревянную проезжую часть. Тротуары располагались на консолях за пределами крайних цепей. Устои были сложены из бутовой кладки на деревянных сваях и облицованы гранитом.

Обрушение Египетского моста

Судьбоносным днем для Египетского моста стало 20 января 1905 года. В тот зимний день, казалось бы, ничто не предвещало беды – по мосту, как обычно, двигались экипажи и пешеходы. Однако в один миг вековая история сооружения оборвалась – мост рухнул в ледяные воды Фонтанки.

По свидетельствам очевидцев, в момент катастрофы по мосту в противоположных направлениях следовали эскадрон Конногвардейского полка и 11 саней с возницами.

Грохот ломающихся цепей и треск деревянного настила раздались внезапно – конструкция не выдержала динамической нагрузки. В считанные секунды от величественного моста остались лишь четыре загадочных сфинкса, продолжавших бесстрастно взирать на место трагедии.

Расследование показало, что причиной катастрофы стала уязвимость цепных конструкций к резонансным колебаниям, а также низкое качество стальных элементов, не рассчитанных на интенсивную эксплуатацию. Эта авария стала одним из самых громких инженерных провалов своего времени, положив конец эпохе цепных мостов в Петербурге.
На месте разрушенного перехода временно возвели деревянный мост у переулка Усачева (ныне – пер. Макаренко). Эта скромная переправа, неоднократно ремонтируемая, служила горожанам вплоть до середины XX века.
Но даже сегодня, спустя более века после катастрофы, сфинксы-хранители напоминают нам о том зимнем дне, когда «земля» под ногами петербуржцев внезапно ушла в воду.

Современный Египетский мост

В 1954–1955 годах по проекту инженера В. В. Демченко и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского был возведен новый однопролётный металлический мост в стиле сталинского неоклассицизма.
В последующие годы мост неоднократно ремонтировали:
В 1979 году установили железобетонные парапеты, замененные в 1988 году на гранитные.
В 2002–2004 годах отреставрировали фонари.
В 2006 году обновили позолоту декоративных элементов и восстановили сфинксов.
С сентября по декабрь 2022 года сфинксы Египетского моста находились на реставрации. Специалисты Музея городской скульптуры обнаружили коррозию, утрату позолоты и повреждения краски. После тщательного восстановления 19 декабря 2022 года скульптуры вернулись на свои постаменты.

Сегодня Египетский мост остается важной частью архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга, соединяя в себе историческое наследие и инженерные достижения разных эпох.
Мост является объектом культурного наследия России Федерального значения.
Находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, ближайшая станция метро "Балтийская".

Раздел: