Горсткин мост

Горсткин мост, перекинутый через реку Фонтанку в створе улицы Ефимова, — это не просто пешеходная переправа, но и важный элемент городской инфраструктуры. Он соединяет Спасский и Безымянный острова, одновременно служа теплопроводом.
Современный мост имеет длину 53,5 метра и ширину 6,3 метра. Его конструкция — трехпролетная, балочно-разрезная, с металлическими балками и фасадами, облицованными стальными листами. Опоры выполнены в виде деревянных свайно-рамных башен, что придает им устойчивость.
Пешеходная часть вымощена деревянным настилом, а ограждения — металлические, без излишеств. С обеих сторон моста спускаются лестницы, ведущие к набережным.
История моста: от энтузиаста к теплофикационному узлу
Судьба Горсткина моста удивительным образом переплелась с биографией талантливого инженера Льва Колпицына. Этот незаурядный человек, известный своей щедростью, финансировал важные городские проекты из личных средств. Его первым вкладом в архитектуру Петербурга стал Итальянский мост через Екатерининский канал (Грибоедова), а спустя два года на его же деньги появилась и эта переправа через Фонтанку.
Интересный факт: первоначальная конструкция 1898 года принципиально отличалась от современных мостов. Согласно архивным чертежам, конструкция моста представляла собой деревянную свайную систему с необычно высоким пролётом - 5,8 м над меженным (самым низким) уровнем воды, что диктовалось требованиями судоходства того времени.
А его пешеходной ключевой функцией было обеспечение доступа работников к зданию электростанции Бельгийского общества - ныне знаменитой ЭС-3.
В 1928 году переправу реконструировали по проекту инженера П.П. Степнова для прокладки теплофикационных труб от электростанции.
После войны мост временно укрепили, но лишь в 1949-м его капитально перестроили по проекту инженера П.В. Баженова: заменили деревянные балки на металлические, расширили до 6,2 метра и установили новые перила.
В 1997 году мост снова обновили: заменили настил, укрепили фасады металлическими листами и привели в порядок лестничные спуски.
Так выглядел мост в 1910 году и действительно пролет моста поднят непривычно высоко:
Происхождение названия моста
В "Списке домовладельцев Спасской части на 1895 год" действительно числятся владения купца 2-й гильдии С.П. Горсткина, включая доходный дом №15 по Горсткиной улице".
Купец Семён Горсткин, в чью честь именовалась улица (современная Ефимова), даже не подозревал, что его фамилия навсегда останется в городской топонимике. Его торговые ряды и доходные дома, располагавшиеся неподалёку, были важной точкой на карте тогдашнего Петербурга.
Интересные факты
«Мост для рабочих». Изначально мост использовался не только пешеходами, но и работниками электростанции. В архивах ЦГИА СПб сохранились записи о том, что в 1905 году здесь даже дежурили охранники, следившие за порядком.
Почему не переименовали?
Горсткина улица в 1952 году стала улицей Ефимова в честь летчика М.А. Ефимова, но мост сохранил старое название. По данным архива КГИОП, это связано с тем, что переправа уже фигурировала в технической документации под прежним именем, и менять его не стали.
Горсткин мост сегодня
Этот мост — один из самых скромных в архитектурном плане в центре Петербурга. Однако его ценность — в исторической роли как части первой в России системы теплофикации.
Рядом с ним до сих пор работает ЭС-3 ТГК-1 — старейшая действующая электростанция города, запущенная еще в 1898 году. А сам мост, несмотря на все перестройки, остается тихим напоминанием о предпринимательской инициативе дореволюционного Петербурга.
Мост находится в Адмиралтейском районе, ближайшие станции метро: Садовая, Спасская, Сенная, Пушкинская, Звенигородская
Фото в тексте "Мостотрест"